Отраслевое регулирование в России

В России производство табачной и никотинсодержащей продукции – одна из самых жестко регулируемых отраслей. Табачная отрасль является одним из крупнейших налогоплательщиков, только поступления от акцизов составляют 3% российского бюджета.

Позиция группы компаний ITMS по отраслевому регулированию

  • Категорически не поддерживается потребление любой табачной и никотинсодержащей продукции несовершеннолетними
  • Рынок табачной и никотинсодержащей продукции должен регулироваться строже, чем рынок большинства других товаров повседневного спроса
  • Вводимые ограничения и запреты должны быть оправданными, последовательными и научно обоснованными
  • Важно, чтобы регулирование каждого вида продукции строилось на основе их профилей риска и технических характеристик
  • Регулирование должно создавать равные конкурентные условия для добросовестных производителей и продавцов табачной и никотинсодержащей продукции
  • У совершеннолетних потребителей такой продукции должна быть возможность получать информацию о профиле риска разных её категорий, чтобы осознанно принимать решение о потреблении или отказе от него
Непродуманные запретительные и чрезмерно ограничительные меры в отрасли наносят вред экономике страны в виде выпадающих доходов бюджета и создают дополнительные риски для здоровья людей. Такие меры способствуют росту теневого рынка и распространению нелегальной продукции, качество которой никак не контролируется. Например, подобный эффект имеет любое резкое повышение акцизов или минимальных цен на табачную и никотинсодержащую продукцию.

Поэтому важно участие потребителей, производителей и продавцов табачной и никотинсодержащей продукции в обсуждении любых нормотворческих инициатив, касающихся отрасли.

Нормативное регулирование

В России применяются следующие нормативные акты, регулирующие табачную и никотинсодержащую отрасль:
  • ТР ТС 035/2014 «Технический регламент Таможенного союза на табачную продукцию» 
  • ФЗ №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»
  • ФЗ № 203 «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства»
  • Постановление Правительства РФ N 224 «Об утверждении Правил маркировки средствами идентификации табачной и никотинсодержащей продукции и организации прослеживаемости табачной и никотинсдержащей продукции и сырья для производства такой продукции, а также об особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной и никотинсодержащей продукции»
  • ГОСТы с техническими требованиями к табачной и никотинсодержащей продукции

Законодательно запрещено

Производителям
  • рекламировать табачную и никотинсодержащую продукцию
  • осуществлять спонсорскую деятельность
  • при осуществлении благотворительной деятельности использовать фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, а также коммерческие обозначения, принадлежащие табачным организациям
Продавцам
  • продавать сигареты и никотинсодержащую продукцию лицам моложе 18 лет
  • открыто выкладывать табачную и никотинсодержащую продукцию на полках и кассах
  • рекламировать табачную и никотинсодержащую продукцию
  • продавать сигареты поштучно
  • продавать сигареты и никотинсодержащую продукцию в ларьках и киосках без торгового зала
СМИ
  • транслировать фильмы и телепередачи, снятые после вступления в силу ФЗ № 15, где содержатся сцены курения табака
  • транслировать фильмы, содержащие сцены курения табака, без соответствующей социальной рекламы о вреде курения
Места, где запрещено курить сигареты и потреблять никотинсодержащую продукцию
  • общественные места, в том числе в заведения общественного питания, клубы, рестораны и прочее
  • транспорт, остановки, аэропорты и в радиусе 15 метров от них
  • рабочие места, находящиеся в помещении
  • детские площадки и пляжи
  • территории образовательных, медицинских, спортивных учреждений

Инновационная никотинсодержащая продукция

Научно доказано, что большая часть вреда от употребления сигарет связана с токсичными веществами, образующимися в результате процесса горения. Употребление инновационной никотинсодержащей продукции не связано с процессом горения и, соответственно, имеет меньший уровень риска1 для здоровья по сравнению с традиционными сигаретами.

В мире распространены следующие виды инновационной никотинсодержащей продукции:
  • системы нагревания табака
  • электронные системы доставки никотина («вейпы»)
  • никотинсодержащая продукция для орального потребления («никпэки»)2

В России и в мире имеется ряд научных исследований, посвященных изучению технических и химических свойств, особенностей потребления, а также влияния на здоровье человека такой продукции. Они показывают, что переход на её потребление позволяет снизить риски для здоровья по сравнению с курением сигарет.

Регулирование сегмента инновационной табачной и никотинсодержащей продукции должно учитывать её сниженный уровень риска для здоровья по сравнению с традиционными сигаретами.

Техническое регулирование

Законодательство максимально строго регулирует табачную и никотиносодержащую продукцию в отношении её состава продукции и ее упаковки.

В мае 2016 года вступил в силу новый технический регламент Таможенного союза, который ввел единые для всех стран ЕАЭС требования к табачной продукции.

Аналогичный технический регламент ЕАЭС для никотинсодержащей продукции сейчас находится в разработке.

Считаем, что техническое регулирование необходимо, как основа контроля за табачной и никотинсодержащей продукцией, снижения риска для здоровья людей и борьбы с теневым рынком. Данное регулирование должно охватывать все известные категории табачной и никотинсодержащей продукции.

Очень важно, чтобы техническое регулирование разрабатывалось, учитывая научно обоснованные факты и современные исследования. Подобные документы должны содержать требования к продукции для обеспечения безопасности потребителей и всего общества, не наносить ущерб экономике страны, а также не создавать дополнительных избыточных барьеров для производителей и продавцов.

Технический регламент ЕАЭС на табачную продукцию

Основные моменты Технического регламента на табачную продукцию, касающиеся упаковки:

  • предупреждение о вреде потребления должно занимать не менее 50% площади стороны пачки и располагаться в верхней части упаковки
  • на боковой стороне пачки должна располагаться надпись: «Содержит системные яды, канцерогенные и мутагенные вещества»
  • нанесение информации о содержании смолы, никотина и моноксида углерода (СО) в дыме сигареты теперь запрещено
  • запрещено размещать такие слова, как «легкие», «мягкие», «экстра», «с низким содержанием смол» и пр., создающие впечатление, что табачное изделие является менее вредным, чем аналоги
  • запрещены любые обозначения, подразумевающие наличие у табачного изделия вкуса пищевого продукта (за исключением ментола), а также ассоциации с лекарственным средством или растением. Этот запрет не распространяется на некоторые виды продукции, в том числе сигары, сигариллы, табак для кальяна, табак курительный тонкорезаный и трубочный
  • на упаковку должен быть нанесен единый знак обращения продукции на рынке
  • не допускается использование при реализации табачной продукции листов-вкладышей, размещенных внутри потребительской упаковки табачной продукции, прикрепленных снаружи или приложенных к такой упаковке
Основные моменты Технического регламента, касающиеся содержания веществ и ингредиентов в табачных изделиях и табачном дыме:
  • содержание смолы и никотина в дыме одной сигареты (с фильтром или без фильтра) не может превышать 10 мг/сиг. и 1,0 мг/сиг. соответственно
  • cодержание монооксида углерода в дыме одной сигареты с фильтром не может превышать 10 мг/сиг
  • не допускается использование в качестве ингредиентов веществ из определенного списка
  • устанавливаются правила по методам определения содержания смолы и никотина в дыме сигарет (с фильтром или без фильтра) и монооксида углерода в дыме сигарет с фильтром
Технический регламент ЕАЭС на никотинсодержащую продукцию

Никотинсодержащая продукция, в частности изделия с нагреваемым табаком и жидкости для электронных систем доставки никотина, регулируются Постановлением Правительства РФ № 2425 и соответсвующим ГОСТами России.

Разрабатываемый сейчас Технический регламент ЕАЭС на никотинсодержающуюся продукцию будет описывать, в том числе, следующие моменты:
  • требования к упаковке, включая размер предупреждения о вреде потребления никотинсодержащих изделий
  • перечень веществ, недопустимых к использованию при производстве данной продукции
  • четкие показатели безопасности относительно веществ, содержащихся в никотинсодержащей продукции и вырабатывающихся при ее использовании.

Маркировка табачной и никотинсодержащей продукции кодами цифровой маркировки

В группе компаний ITMS процессы цифровой маркировки построены по стандартам глобальной международной системы товарной нумерации GS1.

Код маркировки — это уникальная последовательность символов, состоящая из нескольких частей и наносящаяся на товар или товарную упаковку в виде трехмерного кода DataMatrix. Генерирует его оператор маркировки на основе данных, внесенных участником оборота. Внутри него содержится информация, благодаря которой регуляторы смогут проследить весь путь от производителя до покупателя. Также он гарантирует качество и уникальность товара.

Маркировка табачной продукции

С 1 июля 2021 года был введен полный запрет на оборот табачной продукции, не маркированной специальными средствами идентификации в виде двумерного штрихового кода формата Data Matrix.

Маркировка табака для нагревания и бестабачных смесей для кальяна

С 1 марта 2022 года производители, импортеры, опт и розница, реализующие табак для нагревания и бестабачные смеси для кальяна должны зарегистрироваться в системе «Честный знак». С 15 марта 2022 года такие товары должны выходить на рынок с маркировкой.

С 15 марта 2022 года производители, импортёры, розница и опт, продающие табак для нагревания и бестабачные смеси для кальяна, обязаны передавать сведения о выводе товара из оборота с помощью электронного документоборота (ЭДО) и универсальных передаточных документов (УПД) при оптовых продажах и онлайн-кассы для розницы.

Маркировка никотинсодержащих жидкостей и вейпов

С 15 декабря 2022 года началась обязательная регистрация в системе маркировки «Честный знак» для производителей и импортёров никотиносодержащих жидкостей и электронных систем доставки никотина.

С 25 декабря 2022 года производители и импортеры обязаны подавать сведения о маркировке и обороте жидкостей для электронных сигарет в систему «Честный знак». К этому моменту необходимо также подключить электронный документооборот для передачи сведений о вводе продукции в оборот, наладить нанесение кодов Data Matrix на товары.

С 1 октября 2023 года прекращён оборот немаркированного табака для нагревания и бестабачных смесей для кальяна, а с 1 декабря 2023 года – оборот немаркированных никотиносодержащих жидкостей и электронных систем доставки никотина.

За ввод в оборот немаркированной продукции в целях ее реализации предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Регулирование производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции

С 1 сентября 2023 года вступил в действие Федеральный закон от 13.06.2023 № 203-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотиносодержащей продукции и сырья для производства»3.

До этого времени в России не было отдельного закона, регламентирующего производство и оборот, включая импорт и экспорт, табака и никотиносодержащей продукции.

Законом и принятыми в его развитие подзаконными актами с 1 марта 2024 г. введено лицензирование производства и ввоза (импорта) на территорию Российской Федерации табачной и никотинсодержащей продукции, а также табачного и никотинового сырья.

Производители обязаны регистрировать основное технологическое оборудование (ОТО) в реестре ОТО.

Введена прослеживаемость ввоза и оптовых поставок табачного и никотинового сырья посредством передачи данных в Государственную информационную систему мониторинга товаров (ГИС МТ).

1 «Меньший уровень риска» - на основании имеющихся доказательств при полном переключении с курения сигарет на glo™. Данный продукт не исключает риски и содержит никотин, вызывающий привыкание. Применимо только к glo™ pro, glo™ hyper+, glo™ hyper X2, glo™ hyper XS, glo™ air.
2 Никотинсодержащая продукция для орального потребления (в т.ч. никпэки) запрещена к оптовой и розничной торговле на территории Российской Федерации. Их производство и оборот разрешены на территории Республики Беларусь.
3 Отдельные положения данного Федерального закона вступают в силу в иные сроки (1 марта 2024 г., 1 июля 2025 г.).

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта.

Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.