Позиция «БАТ Россия» относительно проекта ФЗ Минздравсоцразвития
Позиция «Бритиш Американ Тобакко Россия» относительно проекта Федерального закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака» под авторством Минздравсоцразвития
«Бритиш Американ Тобакко Россия» полностью осознает, что занимается производством и продажей продукции, отношение к которой со стороны общественности весьма противоречивое. Именно поэтому мы согласны с тем, что рынок табачной продукции должен регулироваться куда строже, чем рынок других товаров повседневного спроса.
Поэтому мы не выступаем против ужесточения табачного регулирования. Однако мы всегда говорим о том, что любые ограничения должны быть оправданными, продуманными и последовательными, а главное – эти нормы должны учитывать реалии российского рынка, иначе они могут действовать не в том ключе, в каком были задуманы, или не работать вовсе.
Мы убеждены в том, что охрана здоровья нации не должна превращаться в борьбу с производителями и продавцами легальной табачной продукции и в дискриминацию совершеннолетних людей, сделавших осознанный выбор относительно курения.
Мы считаем, что законопроект Минздравсоцразвития содержит ряд весьма здравых предложений, особенно в отношении пропаганды здорового образа жизни, защиты населения от воздействия вторичного табачного дыма и борьбы с курением среди несовершеннолетних. Но одновременно с этим некоторые его положения представляются нам не вполне реалистичными, а потому избыточными.
К таким предложениям мы относим, к примеру, запрет на открытую выкладку табачной продукции. Эффективность подобной меры, на наш взгляд, весьма сомнительна. В настоящий момент не существует данных о том, что введение данного запрета существенно повлияло на снижение уровня курения где-либо. Это подтверждает опыт таких стран, как Канада, Ирландия, Австралия или Финляндия, где подобные меры уже приняты. Все, на что они пока повлияли, так это на дополнительные затраты владельцев торговых точек на установку специального оборудования.
С правовой же точки зрения запрет на открытую выкладку табачной продукции в России вступает в конфликт с положениями закона «О защите прав потребителей», который говорит о том, что каждый потребитель имеет право на своевременное получение информации о товаре, для того чтобы он смог сделать свой выбор. Кроме того, использование исключительно прейскуранта на табачные изделия в точках продаж лишает табачную продукцию средств индивидуализации, тем самым нарушая условия добросовестной конкуренции между производителями.
Также неправильно считать, что в результате запрета на продажи сигарет в ларьках люди станут меньше курить. Наоборот, потребители начнут покупать табачные изделия впрок мелкооптовыми партиями в магазинах более крупных форматов. Если такой канал продаж перестанет существовать, то появится также вероятность стремительного развития неконтролируемой уличной торговли с рук.
По сути, запрет на продажи сигарет в ларьках означает уход с рынка этой формы торговли, ведь вместе с уже запрещенной с 1 января 2013 года продажей пива, отсутствие табачных изделий в ассортименте этих розничных точек лишит их 70-80% выручки. Это приведет к закрытию более 100 000 небольших торговых точек, свыше 300 000 человек потеряют работу.
На наш взгляд, более эффективным способом решения проблемы продажи сигарет несовершеннолетним могло бы стать увеличение неадекватно низких штрафов за нарушение правил продаж, а также, в качестве исключительной меры, административное приостановление торговой деятельности, что потребует внесения соответствующих изменений в Кодекс об административных правонарушениях.
Мы также не считаем обоснованными предложения о введении полного запрета на рекламу табачных изделий. При этом мы поддерживаем инициативу о запрете рекламы в местах, которые наиболее часто и массово посещают несовершеннолетние, таких как метро, аэропорты, железнодорожные вокзалы и другие объекты транспортной инфраструктуры. Возможно, введение таких мер, как запрет на использование в рекламе табачной продукции привлекательных для подростков образов, будет весьма действенным в борьбе с подростковым курением. В данном контексте можно привести пример новых правил регулирования рекламы алкогольной продукции и пива.
Вместе с этим мы убеждены в том, что полное лишение совершеннолетних потребителей права на получение информации о легальной продукции, в том числе посредством ее ответственной рекламы и маркетинга в местах продаж, является чрезмерным и противоречащим Конституции РФ.
Мы убеждены, что любые ограничения курения в общественных местах должны учитывать интересы как некурящих, так и курящих. Для этого существуют различные методы, начиная с установки современных систем вентиляции и заканчивая специально оборудованными изолированными помещениями для курения в общественных местах.
Мы поддерживаем предложение о запрете спонсорства табачными производителями и товарными знаками образовательных, медицинских и спортивных мероприятий. Однако вместе с этим мы считаем запреты на корпоративную благотворительность или поддержку культурных мероприятий необоснованными, так как законопослушные производители табачных изделий являются равноправными членами предпринимательского корпуса России.
Мы надеемся, что в ходе проработки предлагаемых законопроектом практических мер всем сторонам – государству, обществу и бизнесу – удастся найти взаимоприемлемые решения, учитывающие интересы как курящей, так и некурящей части населения.